Портал правовой информации

алексин поздний ребенок краткое содержание

Категория: Семейное право

Описание

Краткое содержание Алексин Безумная Евдокия для читательского дневника, читать краткий пересказ онлайн

Краткое содержание Алексин Безумная Евдокия для читательского дневника

Описана обыкновенная семья: мать, отец и дочь. Матери не разрешали рожать врачи из-за порока сердца. Она все-таки родила девочку Олю, которую все любили и безмерно баловали. Как следствие у Оли развился «комплекс Наполеона», она стала ссориться с учительницей и даже придумала ей прозвище Безумная. Как-то класс отправился в поход, но Оленька сбежала… И Евдокия считает нужным сообщить об этом факте родителям. Девочку стали искать, даже ездили на опознание трупа, что привело к душевной болезни матери. В конце показан безмерный эгоизм Оли…

Произведение Алексина учит детей не забывать о родителях и их чувствах. Родители должны извлечь уроки, что гиперопека не всегда хороша.

Краткое содержание повести «Безумная Евдокия»

В одной семье родилась дочка, и назвали ее Оля. У Олиной мамы был порок сердца, детей ей иметь не рекомендовали доктора, поэтому единственная дочь стала объектом всеобщего обожания родителей.

Повествование ведется от имени рассказчика, который одновременно отец Оли. Он говорит о том, что вся его жизнь – это Оля. Это некая Вселенная, вокруг которой вращается вся жизнь их семьи.

В определенный момент своего повествования рассказчик предается воспоминаниям. Он вспоминает встречу со своей будущей женой. Это для него одно из ярчайших воспоминаний. Грустит, что его супруга не может иметь ребенка из-за порока сердца. Рассказывает о свадьбе. Радуется, что все-таки родилась их отрада - доченька Олечка.

Также понятно, что повествование охватывает достаточно большой временной отрывок. Оля повзрослела. Она подросток. У нее талант к живописи, она посещает художественную школу, ее работы выставляют. Поэтому Оля считает себя лучше других. Даже лучше взрослых, а именно лучше своей классной руководительницы. По этой причине Оля дает прозвище своей учительнице - Безумная.

Описано школьное событие, значимое для класса. Учительница организовала туристический поход. Оле эта идея не нравится, но деваться ей некуда, пришлось подчиниться. По плану мероприятия домой дети из туристического маршрута вернутся только на завтра. Но Оля не была бы Олей. В ее мозге возник хитроумный план действий.

Родители спокойно ожидают возвращения своей обожаемой дочки. И… налаженный уклад жизни, спокойствие семьи, как гром среди ясного неба, нарушает визит учительницы с учениками, во время которого она сообщает, что Оля в походе не принимала участия.

Поступок классной дамы можно объяснить еще и с той позиции, что для нее важно, чтобы ее класс всегда и во всех делах был вместе. Она также осуждала тот факт, что Оля хотела быть выше всех и лучше всех. Поступить Евдокия иначе просто не могла.

Описана и подруга Олечки – Люся. Эта девочка, можно сказать, была тенью Оли, ее верным оруженосцем, ее зеркалом. Семья Люси была несчастна. Отец ушел к другой, а мама тяжело болела. Люся тянулась к Оле, доверила ей свои сокровенные тайны. А Оля доверия не оправдала. Люсе хотелось попасть на художественную выставку, а Оля не сочла нужным провести девочку в зал. Все время Люся, как побитая собачонка, стояла под дверью. На одном из классных часов Люся рассказала всем присутствующим о домашних семейных проблемах Люси. Она, может быть, и не хотела навредить, но получилось «как всегда».

Конечно, дети – цветы жизни. Но любить и баловать их надо в меру. Не всегда родители знают, какие демоны таятся в душе их чада. По этой причине Евдокия цитирует слова классика: «Лицом к лицу – лица не увидать». Но родителя Оли истолковывают высказывание учительницы неправильно. Они не хотят признавать, что их дочь способна на такой бесчеловечный поступок по отношению к взрослым людям.

И вот, наконец, злополучный день, когда Оля не пошла в поход с классом. Визит учительницы, которая говорит родителям об отсутствии их дочери в походе. Также Евдокия поведала родителям о предательстве их дочери по отношению к лучшей подруге. О том, что Оля считала себя талантищем, а потому позволяла себе оскорблять других. А кроме таланта для каждого человека важны истинные людские качества.

Учительница винит себя за педагогические просчеты и обещает оказать Оле моральную поддержку.

Отец же слушает учительницу и мучительно перебирает в памяти все моменты жизни. Он пытается понять, в какой из моментов они с женой допустили просчет, сделали что-то не так.

Родители от такой новости в панике. На самом деле Оля никуда не пропала, но об этом читатель узнает позже. А пока… звонок телефона. Надо ехать на опознание! Сердце мамы не выдерживает. После такого страшного звонка возникла необходимость психиатрической помощи. Оля возвращается в самый ответственный момент с букетом роз, но ее родителям уже все равно… Особенно маме….

Главное, что Анатолий Алексин доносит до своего читателя мысль о несовершенности жизни, человеческих отношений, а самое главное – любви.

Читать краткое содержание Безумная Евдокия. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Алексин. Краткие содержания произведений Картинка или рисунок Безумная Евдокия

Другие пересказы для читательского дневника

Трагедия «Ромео и Джульетта» Шекспира повествует о несчастной судьбе двух молодых любящих друг друга людей, которые стали жертвами вражды между их знатными родами Монтекки и Капулетти.

Повествование книги ведется от первого лица - главного героя. Роман представляет собой не просто рассказ, а историю складывающихся из записей дневника 37-летнего героя.

Будущее часто кажется нам далеким и просто иногда нереальным. Все представляют свое будущее и будущее детей своих – по-разному. Но никто точно не может знать, как и что будет в самом будущем. Современные технологии

В этом романе рассказывается история жизни – новой жизни главного героя. Линдсей был преступником, много испытал и от «коллег» и от полиции. Жизнь его проходила в бегах и опасностях.

Одним помещик хочет продать свою коляску, приехавшему в городок, генералу. Приглашает его и участников званного вечера к себе на следующий день, а сам об этом забывает.

Краткое содержание рассказов для читательского дневника (краткие пересказы)

Источник:

dnevnik.ru

Другие статьи

Алексин анатолий поздний ребенок краткое содержание

krugtver.ru Алексин анатолий поздний ребенок краткое содержание

Отец решил проводить нас до театра. Он держал меня за руку. Он любит вести меня за руку, как раньше, когда я был еще маленьким и он заходил за мной в детский сад. Мама не смогла пойти: она все время с отцом. И пошла наша Людмила. А на следующий день математичка (самая строгая в школе!) сказала: «Сестра-то у тебя, оказывается, интересная женщина. Все прекрасно!» Так я думал до той минуты, пока Людмила не вернулась домой. Дома я сказал, что у нас будет собрание. Они всегда обмениваются такими взглядами, когда я в чем-нибудь виноват. Кто-то сходит с дистанции по болезни, как талантливая Света Середа, кто-то из-за профнепригодности, как Нина. А кто-то, переступив через чувства родных и любимых, как главная героиня повести Юлька Азарова. Или пропустил мои слова мимо ушей. — Положительные эмоции — это значит радость, веселье, надежда… Ведь главное — нервы. Им нужно питание. Я посмотрел на яичницу. Он улыбнулся: — Да-да! Им нужен витамин хорошего настроения. Или, вернее, Ленькой… И у меня тоже есть прозвище. Его, которого все так ждали. Иван притянул меня к себе и поцеловал. Я тоже вытянул губы, но попал в плечо его зимнего пальто. Я никогда еще не видел его в этом пальто. Мама Валерика своей болезнью нарушила эту программу, посягнула на новый проект Лидуси. А этого Лидуся допустить не может.

Даже, несмотря на то, что он не дошёл к ветеранам, Печёнкин попытался помочь Нине Игнатьевне, жертвуя своим здоровьем, а возможно и жизнью. Нина, героиня рассказа «Единожды солгавший», перешла в другую школу. Электронная книга Аудиокнига Валерий Михайлович Воскобойников — писатель, историк, публицист. Особенно если кто-нибудь рядом получает положительные эмоции. — На сегодня закончим, — сказал отец. — Иди погуляй. Неблагозвучное! Даже не хочется вспоминать. — Ты один? — спросил дядя Леня все так же испуганно. И схватил сковородку другой рукой: она, наверно, была горячая. — Я… один. Я по делу. Но дядя Леня выглянул на лестницу, будто за моей спиной мог кто-то скрываться. Ведь ты уже совсем взрослый! — Какой же я в_з_р_о_с_л_ы_й? — Теперь должен им быть! Ты и сам ведь хотел… Часа через полтора я возвращался домой. Вместе с Серёжей преодолевает трудности пионерский отряд «Эспада», прообразом которого стал отряд «Каравелла», созданный и возглавляемый Владиславом Крапивиным. Я хочу теперь сказать несколько слов о фильме «Поздний ребенок» по повести А. Алексина. Я смотрел фильм по телевизору, а, как известно, мы обычно смотрим телевизор рассеянно и урывками, а тут как сел, так и просидел до конца. Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. А иногда грубовато. Из-за его грубоватости и появилось на свет мое прозвище, которое я до сих пор не решался произнести.

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.

Источник:

krugtver.ru

Краткое содержание анатолий алексин поздний ребенок

Семейное право Содержание

Третьего августа 1924 года в Москве родился прекрасный писатель, особенно полюбившийся читателям детского и подросткового возраста. Однако и драматургия, и публицистика, которыми тоже занимался А. Г. Алексин, были ничуть не хуже его прозы. Подрастающие поколения как в Советском Союзе, так и теперь, в постсоветское время, всё ещё живо интересуются книгами Анатолия Алексина. Вопросы, которые поднимаются в его произведениях, вечны. Здесь будет рассматриваться повесть, одна из многих такого же прекрасного качества, - "А тем временем где-то. ". Краткое содержание тоже будет представлено. В сборнике под первой редакцией рядом с этой повестью находились настолько же интересные и знаменитые "Мой брат играет на кларнете", "Действующие лица и исполнители", "Поздний ребенок", "Очень страшная история", "Позавчера и послезавтра" и другие.

Эвакуированный из столицы на Урал, Алексин уже в шестнадцать лет стал сначала литературным сотрудником ежедневной газеты "Крепость обороны", а через короткое время - ответственным секретарём этого органа строящегося алюминиевого гиганта. Помимо многотиражной газеты, с её ежедневной сумасшедшей деловой текучкой, писатель работал и над собственными будущими произведениями. "Запомни это лицо", "Ивашов", "В тылу как в тылу" и многие другие рассказы и повести содержат богатейший автобиографический материал. В 1947 году писатель уже принял участие в Первом всесоюзном совещании молодых писателей.

В 1951-м он окончил знаменитый Институт Востоковедения в Москве и выпустил первую большую книгу. Константин Паустовский, высоко оценивший талант и доброе сердце молодого писателя Алексина, стал его первым редактором. Эта большая повесть называлась "Тридцать один день или дневник пионера Саши Василькова". С лёгкой руки Паустовского книга стала популярной, а автор её - одним из любимейших писателей в стране детства и юношества. До 1966 года Алексин писал для детей, и делал это превосходно. Кто не бывал на страницах "В стране вечных каникул"? Его повести "Саша и Шура", "Коля пишет Оле", "Необычайные похождения Севы Котлова" зачитывались в библиотеках буквально до дыр. Но уже тогда писатель задумывался о проблемах воспитания юношества. И скоро эти мысли воплотились в строках повести "А тем временем где-то. ". Краткое содержание уже показывает, насколько поднятые писателем проблемы стали обширнее и серьёзнее.

Сам автор неоднократно объяснял в своих интервью понимание отличия литературы для юношества и литературы для детей. Детям очень важно - КАК написано, им свойственно ярко чувствовать образность, красоту языка, ясность стилистики, именно тогда они воспринимают то, ЧТО в произведении хотел сказать автор. А юношество ценит литературу именно за проблематику, которая волнует ещё не взрослых, но уже и не детей. Все произведения Алексина отличаются остротой и актуальностью (актуальностью в вечности!) проблематики, вопросами нравственности. Мастер слова Алексин дал нам массу превосходных афоризмов, с которыми гораздо легче найти правильный путь в жизни. С добром надо поспешить, чтобы оно не осталось без адресата. Дети плачут не только над своей разбитой коленкой, но и когда она болит у другого. Нет более мудрого подхода к воспитанию чувств.

Здесь и в огромном количестве других строк предельно сгущено само слово, писатель умел вкладывать максимум информации с помощью художественности в самое минимальное количество букв. При всём этом ни грамма сухой дидактичности у Алексина нет. Здесь постоянно сочетание драматизма и напряжённости с абсолютно музыкальным лиризмом и юмором, а композиция построена по веками проверенным принципам переклички мотивов или варьирования темы. Нет впечатления повтора, хотя зачастую используется тот же способ построения, поднимается та же проблема. "А тем временем где-то. " - повесть, целиком и полностью отвечающая этим признакам. По объёму она так же невелика, зато информативно - огромна, нравственная высота этого произведения никого не оставит равнодушным.

Писатель Анатолий Алексин известен не только в России и странах бывшего СССР. Его повести и пьесы были переведены на огромное количество языков, включая бенгальский, персидский и хинди. Алексина охотно переиздают в Англии, Италии, Франции, Испании, очень любят в Японии. Во всех произведениях Анатолия Алексина бьётся его доброе сердце. Не напрасно писатель - лауреат премий не только советских, но и международных, в том числе имени Ганса Христиана Андерсена. Многие помнят телевизионную передачу, где Алексин был ведущим - "Лица друзей". Также много работал в Союзе писателей, в редколлегии журнала "Юность", в комитете защиты мира. С 1982 года Алексин - учёный-педагог, член-корреспондент АПН СССР.

А в 1993 году он страну покинул, живёт в Израиле, пишет абсолютно "взрослые" книги. И сам материал, и тематическая составляющая сильно изменились. В 1994 году вышла "Сага о Певзнерах" - о терроре, антисемитизме, фашизме, которые калечат человечество, в данном случае это рассматривается на примере одной семьи. Через три года увидел свет роман Алексина "Смертный грех" и мемуары "Перелистывая годы". На этих страницах словно иссяк неизбывный оптимизм автора, вера в будущее человечества, уверенность в завтрашнем дне, которыми всегда наполнял своё творчество Анатолий Алексин.

"А тем временем где-то. "

Впервые эту повесть читатели нашли в декабрьском журнале "Юность" 1966 года. Впоследствии данное произведение Анатолия Алексина неоднократно переиздавалось в составе разнообразных сборников, антологий. Это издания 1975, 1977, 1982, 1990, 2000 годов (только крупные столичные издательства, в общей сложности переизданий было гораздо больше).

В этом произведении для молодёжи и взрослых раскрывается мир юности, где главные герои проявляют мужество при встрече с трудностями, они полны доброты, бескомпромиссности, готовы к борьбе. Драматизм, переплетающийся с добрым и очень лирическим юмором - отличительная черта "А тем временем где-то. ". Жанр повести помогает раскрывать самые взрослые и часто драматические аспекты жизни, решать такие непростые вопросы, как правильный выбор, понимание себя и людей, ощущение себя в мире сильным, зрелым и вообще хорошим человеком.

Главные герои

Сергей Емельянов в этой повести не один. Это имя и эту фамилию носят и отец, и сын, потому вокруг этого совпадения и построилось стройное здание сюжета. Семья в полном смысле слова - образцовая. Сергей Емельянов старший - достойный пример для подражания и отец, которым нельзя не гордиться. Вместе со своей женой - матерью Сергея Емельянова младшего - он активно занимается спортом, учит самостоятельно английский язык, пропагандирует здоровый образ жизни.

А кроме того, они вместе проектируют заводы, то есть делают для страны максимально полезное дело. Но самое главное, семья Емельяновых - очень красивые и безупречно обязательные люди. По долгу службы часто бывая в длительных командировках, они пишут сыну письма - конкретные, точные, правильно оформленные, с датой и временем написания. Сын, выходя из дома на учёбу, каждое утро достаёт из почтового ящика очередное послание. Но однажды посланий оказалось два.

Завязка повести - письмо от незнакомой женщины, адресованное Сергею Емельянову, которое младший Сергей ничтоже сумняшеся вскрыл и прочёл, что навсегда перевернуло страницу его прежней жизни. Беззаботное детство кончилось. Слишком тонкие душевные изменения, происходящие с героем, трудно понять детям и отрочеству. Эта повесть явно для более взрослых людей написана. Даже авторские нежные подтрунивания над образцовостью семьи главных героев уже адресованы для скорее молодости, чем юности с её максимализмом и прямолинейностью. Идеальная ровность отношений родителей и даже как бы "слегка неправильное", но безоблачное отношение к старшему Емельянову тёщи, - всё это предстаёт перед мальчиком в свете прочитанного письма совсем не таким понятным и простым, как он это видел всю свою жизнь.

Детство кончилось вместе с горьким посланием незнакомой женщины, поменялась сама жизнь, взгляды, началось резкое взросление. Книга "А тем временем где-то. " показывает и сегодняшним молодым людям, насколько велика потребность в доброте, отзывчивости, сострадательности, - эти человеческие качества поистине никогда не потеряют значения. Не все люди способны быть добрыми - вот ещё один урок, который Серёжа Емельянов получает на страницах повести. Именно это и поставил во главе угла Анатолий Алексин. "А тем временем где-то. " - лакмусовая бумажка, которой и сегодня можно проверить личные качества человека. Жаль, что из современных школьных программ в России творчество Анатолия Алексина ушло. Его повести - незабываемые уроки нравственности, о которых всегда будут говорить, что они именно "про нас", - и через пятьдесят лет, и через двести пятьдесят. Во всяком случае, сегодня - точно всё ещё про нас.

Другая женщина

Если нужно защитить человека, разрешения не спрашивают. Такими маленькими постулатами наполнена вся ткань текста произведения. Что же было в этом письме, перевернувшем всю прежнюю жизнь Емельянова младшего? Оказывается, его образцово-показательный отец далеко не всегда был таким. Он был очень тяжело болен после ранения на фронте, и его выходила Нина Георгиевна, врач госпиталя, где он лечился. Именно она направила его в русло здорового образа жизни: страшные бессонницы, приступы, отсутствие аппетита и многие другие последствия ранения можно было преодолеть только жёстким режимом и занятиями спортом. Когда Емельянов-старший подлечился, полюбил другую и оставил Нину Георгиевну одну. Но в письме вовсе не об этом.

Она пишет, что всё простила, но сейчас ей неимоверно плохо, и она очень ждёт помощи. Что ей гораздо хуже, чем было тогда, после ухода Емельянова-старшего. Потому что потеря на сей раз не мужа, но сына. Шурик - приёмный ребёнок, которого она вырастила, внезапно нашёл настоящих родителей. И теперь он, уже взрослый, убежал, словно дитя, тихонько собрав вещи и не попрощавшись. Тут же Нина Георгиевна пишет, что и это можно понять. Сергей-младший решает навестить её, поскольку родители всё ещё в командировке. Вот люди спокойно живут, ходят в школу или на работу, гуляют, едят, ничего не подозревают, а тем временем где-то. Главные герои повести без малейшей прямолинейности, но и без обиняков всем своим поведением показывают, как губительно равнодушие окружающих.

Это интересно

Зачем нужна верность

Емельянов-младший в первые минуты встречи смотрел на Нину Георгиевну с некоторым подозрением и даже ревностью, но быстро поверил, почувствовал чужую боль и поделился теплом своей души. Навещая её, мальчик сам привязался к этой женщине и, конечно же, ей стал очень дорог. Они подружились. Пустота вокруг Нины Георгиевны заполнилась позитивом. Да и сам Сергей явно становился другим: взрослым, ответственным, способным дарить радость.

Анатолий Алексин заканчивает повесть тем, что Сергей Емельянов младший получает путёвку на море, которой родители наконец-то решили его поощрить. Долго он строил планы - всю зиму, каждый день своего отдыха продумал. Но тут пришло очередное письмо от Нины Георгиевны. Она не знала, о чём мечтал Сергей, а потому отказалась от своего отпуска, только бы видеться с ним. Мечта о море стала тускнеть и таять прямо на глазах. Сергей не может допустить, чтобы Нина Георгиевна ещё раз ощутила такую потерю, какими были две прежние. А то, что он ей так же, если не больше предыдущих потерь дорог, он знал наверняка. Сергей на море не поедет, не предаст. Он надёжен и верен, порядочен и отзывчив, с огромной душой и добрым сердцем.

Добавить комментарий

Развод без присутствия

Главная / Разводы / Расторжение брака в судебном порядке: порядок развода через суд Законом предусмотрено несколько условий: 1. Наличие общих несовершеннолетних детей Даже если оба супруга хотят

Алименты на 2-3-4 детей от разных браков платим по закону

Согласно семейному законодательству России в 2016 году обязанность производить алиментные выплаты лежит на том родителе, который отказывается добровольно содержать своих детей. А в некоторых случаях

Развод, расторжение брака в суде и через ЗАГС

Образец заявления Основания для расторжения Примирение сторон Время оформления Расторжение брака в суде происходит в ряде случаев, которые строго оговорены в семейном законодательстве. Расторгнуть

Как отсудить ребенка у жены :: какие документы нужны чтобы отсудить у жены ребенка :: Семейное право

Помогите пожалуйста вырабатать стратегию защиты в суде. Адвоката найти сложно, поэтому приходится защищаться самим. Супруги развелись в 2015 году. Муж подал в суд и требует признать дом совместной

После свадьбы: смена фамилии в паспорте и пересечение границы Республики Беларусь

ЗАГС Просмотров: 187569 Отдел ЗАГС г. Таганрог Адрес: г. Таганрог, ул. Александровская, 92. Тел: 8 (8634) 38-37-82, 39-19-71, 38-30-63 , 66-40-50. Факс: 8 (8634) 38-36-53. E-mail:

Источник:

55.xyz

Алексин поздний ребенок краткое содержание 22 сентября 2017 года - Всё - Алексин А

zif.alen.profgimn9.ru алексин поздний ребенок краткое содержание

солнце, сердце, лестница, грустный, поздний, голландский, активистский. 6. . ( А. Алексин) . человек, меткий стрелок – меткое наблюдение, беспомощный ребенок – . Редактор попросил дать краткое изложение статьи. . предшественником важного для более поздней культуры Возрождения жанра . над ребёнком в школе (выразительно описанного в «Исповеди») до насилия . сюжетно занимательных и остротенденциозных по содержанию . . Иллюстрация к повести А. Г. Алексина «Мой брат играет на кларнете». Содержание. Отзывы читателей; См. . Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография документ 905675 biogr 1. Эффинджер . Алексин Анатолий Поздний ребенок детская 107405 lastbaby 0. Алексин Анатолий . Продажа ребёнка-невольника. . Помимо самого худого содержания пищей, водой, одеждой и жилищем, их предавали изнурительным работам и истязаниям. . Алексин и другие « украинные города», осматривая новые крепости. . ресурс: litopys.org.ua/psrl3235/lytov22.htm Волынская краткая летопись] . Анатолий Алексин. Поздний ребенок . я поздний ребенок, . Или запомнить содержание книги? Litra.RU :: Полное содержание Поздний ребёнок Алексин А.Г. Из повести «Поздний ребенок» читатели узнают о Леньке - «мерзавце», шестнадцатилетнем . Поздний содержание алексин краткое ребенок. . Поздний ребенок краткое содержание.

алексин поздний ребенок краткое содержание

  • 9 ноя 2007 . Поздний ребенок. СССР . По одноименной повести Ан. Алексина. . Краткое содержание:подросток Ленька-поздний ребенок в семье.

Всё кратко.ру - Алексин А.Г. - Биография кратко. Алексин

Источник:

profgimn9.ru

Читать Поздний ребенок - Алексин Анатолий Георгиевич - Страница 1 - читать онлайн

Поздний ребенок, стр. 1

Меня ждали шестнадцать лет…

Ужасно быть поздним ребенком! Я-то уж знаю! Ранние дети появляются быстро, сами собой, как отметки в дневнике, если ты пошел в школу. А позднего ребенка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света, а то еще и подальше.

Родители ему говорят: «Мы тебя ждали! Так ждали. » — будто он задержался в кино или на улице.

Я — поздний ребенок. Мои родители сразу хотели иметь мальчишку, а заимели Людмилу… Это моя сестра. Все втроем, вместе с Людмилой, они мечтали, чтоб я родился. И вот через шестнадцать лет мечта их сбылась! Поздновато, конечно. Но что же я мог поделать?

Я не помню, с какого возраста я себя помню. Но в ту пору, с которой помню, я часто, казалось, слышал: «Ты — сюрприз! Ты — драгоценный подарок!» Теперь мои родители стесняются громких фраз. Может быть, и раньше они таких точно слов не говорили. Но какие-то вроде этих… Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай.

Меня берегут! Конечно, каждый по-своему, потому что у каждого взрослого в нашей семье свой характер.

Вот, например, если я собираюсь куда-нибудь в лыжный поход, мне запрещают все трое. Но запрещают по-разному.

Первым, конечно, отец. Он огромный мужчина. Похож на Хемингуэя, который висит над столом у Людмилы. Только без бороды. Но такой же седой и в морщинах.

В жизни ему приходилось трудно, и поэтому он хочет, чтобы я от всего получал удовольствие. Нет, он не откажет впрямую: он попытается, чтоб и это мне было приятно. Даже отказ!

— По долинам и по взгорьям? — пропоет он так, что будет слышно внизу, во дворе: у отца громкий, раскатистый голос. И он любит цитировать песни. Не стихи, не пословицы, а именно песни. — В движеньи мельник жизнь ведет, в движеньи.

Отец обязательно пропоет что-нибудь на подходящую тему. В эти минуты, мне кажется, он усиленно соображает: придумывает, как бы не огорчить меня своим отказом, а, наоборот, доставить мне удовольствие. От напряжения лицо его становится красным. Краска ползет к ушам, заливает всю шею. Из-за белых волос это особенно заметно.

Он говорит так громко, будто объявляет со сцены:

— А я хотел пойти с тобой завтра в кино! Ты ведь тоже хотел?

Я соглашаюсь. Хотя меня гораздо больше тянет в лыжный поход. Я не спорю с отцом. Бесполезно: я поздний ребенок, меня берегут.

— Хочешь, любое, мой сын, выбирай! — поет отец громким голосом хана Кончака из оперы «Князь Игорь». Иногда он переиначивает слова арий и песен по-своему, чтобы они подходили. — Любое, мой сын, выбирай. Но раз ты хочешь идти в кино, я ликую!

Он долго еще ликует. Так, что слышно внизу, на улице.

По правде сказать, не только отец — все в нашем доме говорят громко, потому что мама не очень хорошо слышит. Это случилось, когда я родился. Значит, поздние дети, которых так ждут, приносят не только радость… Мне не сказали, что это из-за меня, чтобы не огорчать. Но я-то уж знаю! Однажды я слышал, как доктор сказал: «Последствия родов. Вряд ли пройдет». Уж лучше бы я не рождался!

А сама мама говорит очень тихо. Иногда она тоже шутит, но с какой-то грустной улыбкой. Что бы у нас ни случилось, она всегда считает, что это к добру. И не поймешь, всерьез ли она так считает.

— Это даже хорошо, — говорит она, — что я многое пропускаю мимо ушей: мало ли говорят ерунды!

«Это даже хорошо…» — мама часто так начинает.

— Это даже хорошо, что ты хочешь в лыжный поход: значит, ты не боишься!

Но потом она обязательно отыщет причину, по которой мне лучше остаться дома: я — поздний ребенок, меня берегут.

Бережет и Людмила… Она архитектор. «Мастер четких линий» — называет ее отец. И говорит моя сестра четко и прямо, она уж не станет переиначивать арии.

— Если бы ты всерьез занимался спортом и хорошо катался, я бы тебя поддержала, — скажет она. — А так — не могу.

Но если я даже научусь кататься, как мастер спорта или чемпион, они все равно найдут причину, чтобы меня не пустить. Это уж факт.

Когда в доме у нас происходит что-нибудь неприятное, от меня все скрывают. Я сразу чувствую, а мне говорят: «Ты — ребенок! Ты этого не поймешь». Они ждали ребенка, и им приятно, что он у них есть. И мне было бы очень приятно, что им так приятно, если бы этим ребенком был кто-нибудь другой, а не я.

Подслушивать я не люблю. И никогда бы не стал, но раз от меня что-то скрывают, а я в этом деле, может быть, даже могу помочь, я должен подслушать. Тем более что отец и по секрету всегда говорит так громко, что хочешь не хочешь, а все равно будешь знать.

Однажды я услышал такой разговор, секретный… Что говорила мама, я не мог разобрать, а отец запел ей в ответ из «Евгения Онегина»:

— Привычка свыше нам дана!

Я не так уж хорошо разбираюсь в музыке, чтобы сразу угадывать, что из какой оперы. Но ведь даже у каждого знаменитого певца есть свой особый репертуар, к которому можно привыкнуть.

— Привычка свыше нам дана! — повторил отец. И добавил: — После стольких лет. На другую работу? Нет, не могу!

Потом что-то сказала мама. Потом отец снова запел, но уже из Девятой симфонии Бетховена. Это странная симфония: в ней поют.

— О бра-атья, довольно печали! — пропел отец. И добавил одну фразу обыкновенно, по-человечески: — Двести двадцать на сто — это еще не смертельно.

Я давно уже заметил, что люблю встречать на улице старых людей. Чем старей человек, тем больше я радуюсь. «Значит, можно долго, очень долго прожить на свете!» — думаю я.

Однажды я прочитал в журнале, что в одном горном селе пять человек уже дотянули до ста тридцати лет. И продолжают жить дальше… Я всем показывал эту заметку.

— Так то же в горах! — говорили мне. — А ты живешь в Третьем Машиностроительном тупике.

Мы действительно живем в тупике с таким длинным названием.

Когда в газетах печатают сообщения в черных рамках, я всегда их читаю. Особенно мне интересно, сколько лет было тому, кто умер. Или, как пишут, на каком «году жизни скончался». Если человеку было лет восемьдесят или девяносто, мне бывает приятно. Не потому, конечно, что умер, а потому, что удалось человеку так много прожить.

Другие ребята об этом не думают. У них молодые родители…

Особенно я всегда волнуюсь за маму. Ведь она плохо слышит.

Если мама где-нибудь хоть ненадолго задерживается, я все время выглядываю в окно, которое выходит на улицу, потом спускаюсь вниз и хожу взад-вперед возле подъезда. Я представляю себе всякие несчастные случаи, уличные катастрофы. Руки у меня становятся мокрыми, и я забываю здороваться со знакомыми и соседями.

— Это даже хорошо, что я плохо слышу, — говорит мама. — Иначе бы ты меня не встречал!

Я хватаю мамину сумку.

— Тебе нельзя таскать тяжестей! — говорит она.

Ей, значит, можно, а мне нельзя. Еще бы: ведь я ребенок — не подниму, не пойму, не смогу.

Уже после, дома, мама меня успокаивает:

— Плохой слух обостряет внимание. Человек становится зорче! Спроси у любого врача. И не волнуйся. Тебе волноваться нельзя!

Почему мне нельзя волноваться?

В тот день, когда я подслушал, мама почти шептала: мне ведь нельзя волноваться. Хорошо, что отец тихо говорить не умеет! Это мне помогло.

Когда разговор их окончился, отец вошел в комнату, где я нагнулся или, как пишут, склонился над учебником, который мне в тот день был совсем не нужен.

— О радость! Я знал, я чувствовал заране! — пропел отец из «Руслана и Людмилы». — Мой сын делает уроки.

— Это даже хорошо, что композиторы, которых ты исполняешь, давно уже скончались, — сказала мама.

— Почему? — удивился отец.

— Они бы тебя растерзали! А я не хочу остаться вдовой. Не хочу!

Источник:

knigi.com